В апреле этого года Тимати, Егор Крид и ресторатор Антон Пинский открыли в Москве кафе под названием «Efac Iccug» (табличку с названием «Gucci Cafe» просто перевернули вверх ногами). Стилистика кафе, дизайн, несомненно, отвечает своему названию. В связи с чем еще до официального открытия данного заведения правообладатель товарного знака «Gucci» заявил, что кафе никак не связано с брендом и что правообладатель намерен защищать свои права на товарный знак.

Несмотря на все, кафе Тимати и Егора Крида все-таки «вышло в свет», изменив лишь название с «Gucci Cafe» на «Efac Iccug». Кто прав, а кто виноват с юридической точки зрения? Попробуем разобраться.

На территории Российской Федерации отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием товарных знаков, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). При этом другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными ГК РФ), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ, другими законами.

В соответствии со ст. 1233 ГК Российской Федерации разрешение правообладателя может быть выражено исключительно посредством заключения лицензионного договора или договора об уступке объекта интеллектуальной собственности.

Но все ли так однозначно? Давайте обратимся к процедуре регистрации товарного знака.

Согласно ст. 1492 ГК РФ заявка на государственную регистрацию товарного знака должна содержать перечень товаров, в отношении которых производится государственная регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) для регистрации знаков. Это означает, что товарный знак охраняется только в отношении той категории товаров и услуг, которые были указаны в заявке.

В сети интернет в открытом доступе размещен Реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации. Анализируя информацию, находящуюся в указанном реестре, становится очевидным, что товарный знак «Gucci» в отношении услуги гостиниц, ресторанов, баров, кафетериев и тд. на момент открытия ресторана «Efac Iccug» в Реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ не зарегистрирован. В конце 2019 года правовая защита на территории РФ товарного знака «Gucci» на услуги, оказываемые гостиницами, ресторанами, кемпингами, барами и кафетериями была прекращена, о чем имеется отметка в Реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ.

21.03.2023 ИП Пинским А.Е. подана заявка на регистрацию товарного знака (знака обслуживания) с изображением перевернутого словосочетания «Gucci Cafe». Получит ли данный товарный знак правовую защиту на территории России или нет, узнаем в ближайшем будущем.

В настоящее время можно прийти к выводу о том, что охраняемая товарным знаком «Gucci» и испрашиваемая товарным знаком ресторатора Пинского А.Е. сфера товаров и услуг на данный момент различны. Вместе с тем остается открытым вопрос «схожести до степени смешения» регистрации товарных знаков с указанием на перевернутые буквы «C» и «G», использование предметов мебели и аксессуаров, ассоциирующихся с брендом одежды «Gucci». Именно в этой части позиция владельцев «Efac Iccug» представляется наиболее слабой и требующей отдельного внимания.

Опубликовано в журнале OFF

Автор: Управляющий партнер адвокат Белоусова Ольга Юрьевна