Ведение специальной операции Вооруженными силами Российской Федерации вызвало колос сальный общественный резонанс как на миро вой арене, так и внутри страны. До настоящего времени девяносто процентов новостной ленты составляет информация так либо иначе касающаяся событий, происходящих на территории Украины. Отделить правду от вымысла в таком огромном потоке информации простому обывателю затруднительно, а порой практически невозможно. Просторы интернета заполонили волны аудио- и видео файлов, ряд из которых — фейки, призванные стать инструментом взаимных информационных и кибератак в онлайн-пространстве.

На фоне указанных событий Федеральным собранием Российской Федерации (Государственной Думой и Советом Федерации) экстренно приняты законопроекты о введении уголовной ответственности за дискредитацию деятельности различных государственных органов.
Всем нашим читателям, всем гражданам России следует обратить внимание на то, что в нынешних реалиях уголовно наказуемыми стали действия по распространению, в том числе путем размещения в информационно -телекоммуникационной сети Интернет, социальных сетях, фейков (заведомо ложной информации) в отношении российских Вооруженных сил, территориальных органов Росгвардии, Следственного комитета, органов прокуратуры, дипломатических и консульских органов и других правительственных структур страны. Фейк — искаженная информация о конкретном факте. Цель фейка — распространение заведомо ложной информации о работе российских органов государственной власти, Вооруженных сил страны.

Остерегайтесь чрезмерно эмоциональных высказываний о фактах ведения «специальной операции», в отношении которых вы не располагаете достоверной и подтвержденной информацией, или высказываний о событиях, свидетелями, участниками которых вы не являлись лично.

Профессиональные адвокаты отмечают, что юридически не определена четкая граница между законным выражением активной гражданской позиции гражданином и преступлением экстремистской направленности, ответственность за которое предусмотрена ст. 207.3, 280.3 Уголовного кодекса РФ (далее — УКРФ).

В данном вопросе важно учесть принцип свободы мысли и слова, закрепленный в ст. 29 Конституции Российской Федерации. Право на свободу мысли и слова предполагает законодательно установленную возможность гражданина беспрепятственно формировать, высказывать свои убеждения и мнения относительно тех или иных фактов.
За распространение фейков о деятельности федеральных органов государственной власти России, органов власти субъектов федерации, направленной на обеспечение мира и безопасно сти на мировой арене, сейчас по ст. 207.3 УК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа (700 000—5 000 000 ру блей), лишения свободы на срок до 15 лет.

Фейком, то есть заведомо ложной информацией по смыслу ст. 207.3 УК РФ, является любая информация, противоречащая информации, исходящей от официальных источников в стране. Распространением считается сообщение информации двум и более лицам, то есть таким сообщением может стать размещение поста в социальной сети, мессенджере Telegram и так далее.

Публичным распространением может являться в том числе размещение информации в группах, чатах (в том числе WhatsApp, Telegram и иных), то есть на платформах, доступных для прочтения неопределенному количеству лиц — участникам чата, платформы. Размещение информации даже в закрытой группе также может быть расценено как распространение, если в группе участники прочли информацию.

Ответственность наступает за искажение конкретных фактов. Субъективная оценка фактов (мнение конкретного человека) по смыслу нормы не влечет наступление уголовной ответственности (ст. 280.3 УК РФ). Вместе с тем формулировка статьи носит неопределенный характер, в связи с чем стоит помнить о том, что в судебной практике любое негативное высказывание против использования Вооруженных сил на территории Украины, в частности, призывы к воспрепятствованию проведения данной специальной операции, может расцениваться как дискредитация, что, в свою очередь, влечет уголовную ответственность. Между тем уголовная ответственность по ст. 280.3 УК РФ наступает лишь после привлечения лица к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года.

Размещение информации даже в закрытой группе может быть расценено как распространение, если в группе участники прочли информацию.

Интересующий всех вопрос законности использования в личной переписке термина «война» для обозначения «мир ной специальной операции» мы не могли обойти стороной. Разъясняем, что такого рода действия не влекут наступление административного или уголовного наказания, как, кстати, и посещение культовых запрещенных на территории Российской Федерации социальной сети и сайта Instagram.

«Мирная спецоперация», таким образом, фактически коснулась каждого гражданина, который ведет активную жизнь в социальных сетях и на просторах сети Интернет. Действие данных норм касается оценки фактов внешнеполитических действий российских органов государственной власти.

В данной ситуации я, как адвокат, желая быть полезным, могу дать два совета.
1) Остерегаться чрезмерно эмоциональных высказываний о фактах ведения «специальной операции», в отношении которых вы не располагаете достоверной и подтвержденной информацией, или высказываний о событиях, свидетелями, участниками которых вы не являлись лично.
2) Если вы крайне не согласны с каким-либо действиями государственных органов, должностных лиц, вы всегда можете прийти на консультацию к вашему адвокату и рассказать об этом ему, обсудить, что вам можно сделать в конкретной ситуации, узнать каким образом в конкретной ситуации работает закон.
Адвокат, как профессиональный независимый советник по правовым вопросам в соответствии с положениями ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.2002 No 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», обязан хранить адвокатскую тайну — любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю, то есть всю информацию, которую вы ему сообщили.

Всем хорошего настроения и позитива!

Управляющий партнер Максим Колесников